Вчера, сегодня, завтра…
Железная дорога – это не только грузовые составы, мерно отсчитывающие километры стальных магистралей. Для миллионов людей поезд – это встреча с новыми городами, возвращение домой или путешествие, где комфорт и четкость расписания значат не меньше, чем скорость. Надежным гарантом этих ценностей уже более 35 лет остается Барановичский вагонный участок – предприятие с богатой историей и современным подходом к делу.
Современные реалии
Сегодня предприятие выполняет комплекс задач по подготовке пассажирских поездов к рейсам, организации перевозочного процесса и сервисному обслуживанию пассажиров.
География перевозок включает направления Гродно – Минск, Гродно – Коммунары, Гродно – Барановичи – Калинковичи – Гомель, Гродно – Витебск и Гродно – Брест. Особое значение имеют международные маршруты – круглогодичные рейсы между Гродно, Санкт-Петербургом и Москвой.
В эксплуатации предприятия находятся вагоны, обслуживание которых осуществляется на четырех производственных участках: ПТО, экипировки (снабжение вагонов водой и твердым топливом), сервисного обслуживания пассажиров, участок по ремонту, обслуживанию и эксплуатации оборудования, машин и механизмов, по обслуживанию зданий, сооружений и территорий. В качестве дополнительных видов деятельности – реализация кондитерских изделий и безалкогольных напитков в вагонах, а также предоставление вагонов в аренду.
Люди – главное богатство
Предприятие сегодня – это коллектив из 468 единомышленников. Один из них – аккумуляторщик Александр Страчинский, который рассказал корреспонденту отраслевого издания о своей работе. В Барановичском вагонном участке он уже 17 лет.
– Я слежу за тем, чтобы аккумуляторные батареи в пассажирских вагонах всегда были в исправном состоянии. Процесс начинается с визуального осмотра АКБ: проверяю корпус на предмет отсутствия трещин, следов электролита и окисления на клеммах, – начинает разговор железнодорожник, надевая диэлектрические перчатки перед проверкой очередной батареи. – Затем замеряю напряжение на выводах под нагрузкой и без, используя нагрузочную вилку. Если вижу просадку ниже 48 вольт в системе, значит, есть проблема. Работаем дальше – проверяем плотность электролита ареометром. Ответственность большая – именно от нас зависит комфорт пассажиров в пути: к примеру, исправное освещение или функционирование системы вентиляции.
Ежегодно коллектив предприятия пополняется молодыми работниками. В основном это выпускники отраслевых колледжей или Гродненского электротехнического колледжа. Они могут прямо на предприятии пройти обучение и работать здесь слесарями-электриками или слесарями по ремонту подвижного состава. Со временем можно стать мастером, инженером… Предприятие выдает и целевые направления на обучение в отраслевых учебных заведениях.
Среди новичков участка – слесарь по ремонту подвижного состава Анатолий Гарюшин. Еще три месяца назад парень проходил здесь стажировку.
– Я отвечаю за исправность вагона, – поясняет Анатолий. – Каждая мелочь важна – пассажиры не должны столкнуться с неудобствами в пути. Сначала осматриваю салон – нет ли повреждений обшивки, надежно ли закреплены багажные полки. Затем тестирую все системы, в том числе освещение в каждом купе, вентиляцию – чтобы функционировала без шума и вибрации. Особое внимание уделяю санузлам: здесь нужно проверить подачу воды, работу слива, герметичность соединений. Бывает, что из-за неплотно закрытого крана или засора возникают протечки – это нужно сразу устранять. Зимой дополнительно необходимо контролировать обогрев – чтобы вода в трубах не замерзла. После проверки записываю все замечания в журнал. Если нахожу неисправность, либо устраняю самостоятельно, либо передаю специалистам узкого профиля. Вагон должен выходить на линию полностью исправным – чтобы наши пассажиры путешествовали в комфорте и безопасности.
Быть лучше, чем вчера
Начальник Барановичского вагонного участка Павел Лесник прошел путь от проводника до руководителя. Он абсолютно убежден, что железная дорога – это не просто работа, это образ жизни. По его словам, особое внимание на предприятии уделяют созданию комфортных условий для работы железно-дорожников.
Барановичский вагонный участок продолжает развиваться, сохраняя верность традициям и внедряя современные решения. Здесь ежегодно омолаживается коллектив, поступает новая техника, укрепляется социальное партнерство с профсоюзом. А значит, и завтра, и послезавтра пассажиры могут быть уверены: их путь будет комфортным, ведь безопасность – в надежных руках профессионалов.
Михаил БЕРДНИК