Ценой жизни
полвека назад машинист локомотивного депо Минск Владимир Яцкевич предотвратил гибель сотен пассажиров поезда № 187 «Чайка».
…Морозное январское утро. ТЭП70 БС под порядковым номером 80 ведет очередной состав. На его борту имя, навсегда вписанное в Книгу памяти Белорусской магистрали, – «Владимир Яцкевич». Пожалуй, нет сегодня железнодорожника, который не слышал бы о подвиге этого человека. С детства знает о нем и машинист Валерий Досин. Об этом удивительном человеке ему рассказывал отец – тоже машинист локомотивного депо Минск. Валерий Александрович признается: возможно, именно эти впечатления и определили его будущую профессию. После школы парень поступил в БелГУТ, а окончив его, пришел работать в столичное локомотивное депо. На Четвертом слете машинистов Досину вручили нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км». Поэтому события января 1967 года Валерий Александрович оценивает уже с высоты собственного опыта.
В январе 1967 года на тепловозе ТЭП60 под пассажирским поездом № 187 «Чайка» сообщением Минск – Таллинн Владимир Яцкевич ценой собственной жизни помог избежать тяжелых последствий аварии на участке Молодечно – Вильнюс и, тем самым, спас сотни людей. Состав он вел со своим помощником Валерием Семеновым. Перед «Чайкой» на участке Молодечно – Вильнюс прошел грузовой поезд, который она должна была догнать в Залесье. Но товарняк прибыл туда с опозданием. На перегоне Пруды – Залесье произошло саморасцепление группы хвостовых вагонов, которое локомотивная бригада грузового не заметила. Не обнаружил нарушения и стрелочник входного поста станции Залесье. Когда машинист Яцкевич увидел отцепившиеся вагоны, за мгновения он выключил двигатель, отвел до предела контроллер, включил прямодействующий тормоз и без конца стал нажимать кнопку песочницы. Подача песка на рельсы максимально снизила скорость пассажирского состава, что существенно уменьшило его тормозной путь. Локомотивная бригада словно отвоевывала драгоценные метры между пассажирским поездом и отцепившимися вагонами. Уже потом, после изучения скоростемерной ленты, стало понятно: машинист смог сократить скорость почти на 70 км/ч, при этом удержав на рельсах и локомотив, и вагоны. Но избежать столкновения не удалось. Владимир Яцкевич погиб, а его помощник, который в это время находился в дизельном отделении локомотива, получил серьезные травмы. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и самоотверженность при исполнении служебных обязанностей Владимир Александрович Яцкевич посмертно награжден орденом Трудового Красного Знамени, а помощник машиниста Валерий Семенов – орденом «Знак Почета».
– С друзьями-коллегами мы не раз разбирали ту экстренную ситуацию, которая произошла с Владимиром Яцкевичем, – говорит Валерий Александрович. – В таких случаях только профессионализм и умение моментально принимать правильные решения позволяют избежать тяжелых последствий. Владимир Александрович до последнего оставался на своем боевом посту. Это достойный поступок!
Мнение машиниста поддерживает и его помощник Сергей Брагинец. Тепловоз, носящий имя героя, он считает особенным. И каждый раз, отправляясь на нем в поездку, волнуется. Ведь для него Владимир Яцкевич не только эталон профессионализма, но и пример настоящего мужчины.
– Для нас, детей, он всегда был лучшим, – рассказывает сын Владимира Яцкевича Михаил. В его памяти отец до сих пор остается молодым – подтянутым, в железнодорожной форме, со своим неизменным саквояжем. По-мужски сдерживая эмоции, Михаил Владимирович вспоминает, что отец часто приводил его на работу – показывал локомотивы, кабину машиниста…
Миша, тогда еще мальчишка, затаив дыхание, слушал рассказы о поездках, изредка – о войне. Кстати, профессию машиниста отец выбрал еще до Великой Отечественной.
В 1935 году поступил в Минское железнодорожное училище, а через два года начал работать. В кабине паровоза прошел почти всю войну, был серьезно ранен в руку. Медики даже хотели ее ампутировать, но отец не позволил – какой же машинист без руки! Он никогда не искал легкой судьбы: после мая 1945-го в составе локомотивной колонны водил советские эшелоны на Дальний Восток, а в 1960-х в числе первых освоил вождение тепловоза. Его уважали коллеги – за чувство ответственности, жизнелюбие и открытость. Смерть отца заставила Михаила в одночасье повзрослеть. Уже тогда, в одиннадцать лет, он решил: пойдет по отцовским стопам. После школы поступил в столичное отраслевое училище (ныне колледж), работал в депо помощником машиниста, затем машинистом. В его судьбе было немало сложных ситуаций, но память об отце всегда позволяла выходить из них достойно.
– Я не раз представлял себе его глаза, думал, что бы сказал отец, как бы он поступил на моем месте, – говорит Михаил Владимирович.
Впрочем, поступок минского машиниста стал примером мужества и профессионализма для всех тружеников сети МПС СССР. На Белорусской магистрали была учреждена премия имени машиниста В. А. Яцкевича, которой ежегодно отмечают отделения, предприятия и работников, достигших лучших результатов в сфере безопасности движения поездов. Получить ее для железнодорожников очень престижно.
В честь героя был назван и один из тепловозов ТЭП60. Именно локомотивом этой серии в 1967-м управлял Владимир Яцкевич. А когда из Коломны в локомотивное депо Минск пришли современные тепловозы, имя героя получил ТЭП70 БС под порядковым номером 80.
На месте, где погиб Владимир Яцкевич, рядом с железнодорожным полотном установлен обелиск. Здесь часто слышен локомотивный гудок – это машинисты поездов салютуют своему коллеге. Проезжая мимо, всегда приветствует героя-железнодорожника и локомотивная бригада Валерия Досина и Сергея Брагинца. И мчится дальше со шлейфом пассажирских вагонов.
…Человек жив, пока живет о нем память. А память о человеке, благодаря которому сотни жизней не оборвались, должна быть вечной.