Увлечение, ставшее искусством
Двадцатая – юбилейная выставка железнодорожного моделирования прошла на Детской железной дороге имени К. С. Заслонова.
В зале ожидания вокзала станции «Заслоново» разместили множество макетов станций, перегонов и пустили по рельсам точные копии железнодорожной техники – более 100 миниатюрных локомотивов и вагонов.
Выставка проходит с 1997 года и традиционно приурочена к профессиональному празднику железнодорожников.
– К нам приехали увлеченные люди из разных регионов Беларуси. Они привезли макеты, а также модели локомотивов и вагонов. Всего с учетом коллекции малой Белорусской представлено более 100 единиц техники. И это не музейные экспонаты. Локомотивы, снабженные миниатюрными двигателями, могут двигаться, тянуть вагоны, – рассказывает инструктор по железнодорожному моделированию Детской железной дороги Юрий Панин.
выставка вызвала у посетителей Детской железной дороги восхищение: дети и родители подолгу задерживались в зале ожидания станции «Заслоново» и с восхищением наблюдали за миниатюрными составами, которые отправлялись от крошечных станций, проходили через туннели и делали резкие повороты.
Один из создателей миниатюрной железнодорожной техники – гродненец Петр Горбач. По профессии он врач, но уже около 40 лет увлекается железнодорожным моделированием. Эта страсть ему передалась от отца, который много лет трудился машинистом паровоза.
– Вначале коллекционировал модели. В советское время покупали маленькую железнодорожную технику, изготовленную в ГДР. Сейчас доступна продукция более широкого круга производителей, – объясняет Петр Петрович. – Но наступает момент, когда понимаешь, что хочешь чего-то большего. Именно поэтому я стал сам собирать локомотивы и вагоны, изготавливать модели, которых нет в серийном производстве.
Колесные пары и некоторые другие сложные элементы Петр Горбач покупает. А все остальное делает собственными руками. На изготовление локомотива уходит до полугода, грузового вагона – около месяца.
– Почему так долго? – говорит он. – Дело в том, что, например, в локомотиве может быть 200 – 300 деталей. Собрать их, точно подогнать – ювелирная работа. При этом важно не только соблюсти историческую точность, но и сделать модель действующей, способной двигаться и тянуть вагоны.
Чтобы изготовить миниатюрный подвижной состав, нужно быть мастером на все руки: художником, чертежником, деталировщиком, слесарем, токарем. Такое хобби по силам далеко не всем. Но увлеченные люди в Беларуси есть. И их творчество – источник вдохновения для юных железнодорожников.
– Вот этот «щебень» для макета делал я, – с гордостью говорит воспитанник Детской железной дороги Илья Максимович. – Мелко-мелко крошили бутылочную пробку, а затем приклеивали вместе с рельсо-шпальной решеткой.
Илья осваивает азы железнодорожных профессий на малой Белорусской уже четыре года. За это время проявил себя, ему доверяют управлять локомотивом. Железнодорожную технику знает не понаслышке. Однако и на миниатюрные модели, выполненные в масштабе 1:87, смотрит с нескрываемым интересом.
– Занятия по железнодорожному моделированию мы начинаем с изготовления объемных моделей техники из бумаги, – рассказывает Юрий Панин. – Затем переходим к мелким деталям. Это помогает ребятам всесторонне изучить железнодорожную технику. Кроме того, моделирование развивает усидчивость, внимательность, умение работать в команде. А это во взрослой жизни пригодится.
Кстати, выставка моделей стала не единственным сюрпризом для посетителей малой Белорусской. Солисты и творческие коллективы Культурно-спортивного центра Минского отделения подготовили праздничный концерт. Перед зрителями выступили ансамбль белорусской песни «Цернiчка», цирковая студия «Белая Русь», коллектив эстрадного танца «Озорные огоньки» и другие.
Руслан Ананьев