Июль
Вт
16
2024

От Вокзальной до Октябрьской

Чтобы лучше узнать историю родного города, совсем необязательно дни напролет сидеть в библиотеке или в поисках нужной информации «шерстить» Интернет. Порой достаточно не спеша пройтись по той или иной улице, внимательно посмотреть вокруг, чтобы сделать массу открытий. Сегодня мы предлагаем отправиться в мини-путешествие по улице Октябрьской в Калинковичах.

Вокзал станции Калинковичи, 1955 г.

Она одна из старейших в городе протяженностью 1,4 километра. Здесь расположены железнодорожный вокзал, Калинковичская дистанция пути, магазины, небольшой рынок, отделение транспортной милиции, медицинские учреждения, почтовое отделение, таможенный пост, пограничный контрольный ветеринарный пункт, контейнерная площадка, жилые многоквартирные и частные дома…
Улица имеет богатую и порой весьма драматичную историю. Из сохранившихся самым старым строением, расположенным на улице Октябрьской, является каменное здание бывшего паровозного депо, ныне принадлежащее Калинковичскому участку транспортного обслуживания Гомельской базы (транспортной).
Хранящийся в Российском государственном архиве (Санкт-Петербург), датированный 10 февраля 1886 года отчет государственного инспектора тайного советника барона Шернваля свидетельствует, что «…на 167-й версте устроена станция Мозырь, отстоящая от города такового названия в 10 верстах. На станции имеется паровозное здание на три стойла. Стропила этого здания сделаны арочными из гнутых рельсов со стеклянными фонарями в крыше, вследствие чего это здание сделалось очень светлым и удобным для подробного осмотра паровозов. Пол здания деревянный. Для накачивания воды в баки на станции Мозырь установлена паровая машина мощностью шесть лошадиных сил». Отметим, что свое современное название станция Калинковичи получила в 1914-м.
В 1887 году на учрежденной возле местечка железнодорожной станции кроме депо имелись одноэтажное деревянное вокзальное здание (находилось недалеко от нынешнего), а также несколько других деревянных казенных жилых построек, конная почтовая станция, трактир, гостиница, торговая лавка и небольшая баня. В начале XX века поселок при станции, состоявший из одной тянувшейся вдоль железнодорожного полотна улицы, значительно вырос. Требовалось налаживать его быт, в связи с чем в 1902 году рядом с Полесским паровозным депо построили одноэтажное каменное здание бани на 16 помывочных мест. Оно просуществовало в этом качестве около шестидесяти лет и хорошо памятно местным старожилам. В 1903 году в небольшом деревянном здании возле депо и бани открыли начальную школу для детей железнодорожников.
В 1917-м в западной части улицы (тогда еще Вокзальной) силами родителей учащихся за несколько месяцев построили новую деревянную школу, которая была сожжена летом 1920 года. Поэтому она вновь переместилась в старый барак, впоследствии рядом пристроили еще один. Занятия проходили здесь до 1935-го, пока на соседней улице Революционной не возвели новое большое каменное здание.

Руководитель «Смугнара» Константин Ермилов

В 1906 году в двухстах метрах от депо, у железнодорожного переезда, возвели еще одну крупную каменную постройку (первую трехэтажную в Калинковичах), где расположился кондукторский резерв и различные железнодорожные службы. В ходе немецких бомбардировок весной 1944 года третий этаж был полностью уничтожен, но основа конструкции устояла. Впоследствии этаж вновь надстроили. На протяжении нескольких десятилетий здание было местом отдыха паровозных бригад, а сейчас используется для хозяйственных нужд.
С весны 1916-го до начала 1918-го возле железнодорожного узла находились большие артиллерийские склады 3-й русской армии. Для их многочисленного персонала и охраны в полукилометре на восток построили казармы, столовую и баню.
В 1924 году, как следует из документов, деревянные строения складов разобрали и перевезли на южную окраину местечка для строительства больницы. Баню тоже разобрали, из ее бревен возвели магазин калинковичского потребительского общества (существовал до конца 80-х годов прошлого века на месте нынешнего памятника-паровоза у железнодорожного вокзала).
Там же, где ныне территория и административное здание Калинковичской дистанции пути, в межвоенный период была зона отдыха с красивым сквером, танцплощадкой, кегельбаном и другими спортивными сооружениями.
В 1939 году улицу Вокзальную переименовали в честь Лазаря Кагановича, наркома путей сообщения СССР. Тогда на ней с двух сторон проезжей части находилось более сотни различных административных, хозяйственных и жилых построек. В предвоенные годы, без преувеличения можно сказать, это было одно из самых оживленных мест в городе.
В ходе Великой Отечественной войны эта прилегавшая вплотную к железнодорожному узлу улица была сильно разрушена, в основном от немецких бомбардировок в первой половине 1944 года.
Еще в июле 1941-го после первых немецких авианалетов в железнодорожном сквере появилась и вплоть до лета 1944-го все расширялась братская могила, где захоранивали погибших при исполнении служебных обязанностей путейцев и советских воинов. Тут же были индивидуальные могилы некоторых местных жителей, женщин и детей, которых убили во время авиационных бомбардировок. В 1956-м все эти захоронения перенесли на городское кладбище на улице Куйбышева.
К концу 40-х годов почти все разрушенные постройки на улице были ликвидированы, что-то было отремонтировано, что-то построено заново.
Новое каменное здание железнодорожного вокзала по типовому проекту начали возводить летом 1952-го.
Решением Калинковичского горисполкома от 30 сентября 1957 года улица в очередной раз поменяла свое название. Причиной было то, что Лазарь Каганович к этому времени, как член «антипартийной группировки», лишился своего прежнего влияния и постов. «Переименовать – говорилось в решении – улицу имени Кагановича в улицу Октябрьскую». Другим решением горисполкома от 22 февраля 1968 года 2-й Вокзальный стал именоваться переулком Октябрьским.
За последние три десятка лет улица значительно обновилась и похорошела. В январе 2004 года недалеко от вокзала был открыт памятник героям-смугнаровцам. Молодежная подпольная организация «Смугнар» (сокр. «Смерть угнетателям народов») действовала на территории района в годы войны. В июле 2007-го к 125-летию Полесских железных дорог рядом с вокзалом установили на постамент паровоз серии Эр. Похорошела и расширилась привокзальная площадь, на ней появился красивый фонтан.

Паровоз серии Эр

На этой же улице в служебных квартирах и комнатах с конца позапрошлого века жили целые династии паровозных машинистов и их помощников, связистов, рабочих депо и прочего железнодорожного люда. Один из них – машинист Андрей Иосифович Плетнев (1912 – 1972), который в ночь на 22 августа 1941 года увел из Калинковичей на восток последний эшелон. Почетный работник транспорта БССР, участник Великой Отечественной, машинист паровоза, в роду которого многие мужчины тоже были машинистами. Во время войны паровоз Андрея Плетнева постоянно отправлялся в зону боевых действий, доставлял туда военную технику, боеприпасы. Сразу после Победы семья вернулась в Калинковичи. Андрей Иосифович продолжил трудовой путь там, где его и начинал.
Кроме них в разное время на улице Октябрьской проживало много ветеранов войны и труда, большей частью железнодорожников. Это Николай Васильевич Ахрамович (1923 – 2004), Василий Павлович Белый (1921 – 2008), Михаил Ефимович Дунайский (1911 – 1998), Владимир Семенович Козлов (1921 – 2004), Анна Макаровна Филатова (1925 – 2007), Владимир Игнатьевич Юройц (1924 – 1974) и другие, всего 49 человек.
Рассказ о других улицах города мы продолжим в следующих публикациях.

Владимир ЛЯКИН,
краевед

Яндекс.Метрика