Июнь
Чт
20
2024

Каждый экспонат – особенный

Шесть остановочных пунктов, несколько эпох, раритетные фотографии, редкие экспонаты и выдающиеся личности – необычный «локомотив времени» совершил двухдневную остановку на втором этаже вокзала Барановичи-Полесские. Стать его пассажиром и совершить увлекательное путешествие мог любой желающий. Такая исключительная возможность появилась благодаря дорожному конкурсу музейных экспозиций «Время. События. Люди».

Диорама вокзала Брест-Центральный

…Без знания прошлого нет будущего. Об этом еще раз напомнил председатель жюри – руководитель Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Виктор Какора во время торжественной церемонии открытия конкурса. Она состоялась при участии солистов и творческих коллективов Культурно-спортивного центра Барановичского отделения и в ритме «домашнего» вальса. На Белорусской магистрали состязание прошло во второй раз и было приурочено к Году народного единства и 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест. Для Барановичей это событие – особое, ведь благодаря магистрали возник город, который в нынешнем году также отмечает полуторавековой юбилей. Поэтому место проведения – неслучайное и очень символичное.
Конкурсанты состязались в трех номинациях: «Презентация музейной экспозиции», «Музейная реликвия» и «Музей как объект культурного туризма». У каждого отделения была изюминка, свой эксклюзивный «коридор времени».

Во время презентации экспозиции Минского отделения

…Витебск, послевоенные годы. В крохотной комнате играет патефон. На столе, согретые теплом настольной лампы, аккуратно разложены фронтовые письма, фотографии, удостоверения и другие личные вещи железнодорожников, внесших значительный вклад в восстановление и развитие города и отделения. Ценное дополнение оригинально оформленной экспозиции – документы, в числе которых и ополченский билет 1890 года, выданный родоначальнику династии машинистов Николаю Басову. Это раритет.
…Ноябрь, 1871-й. Два пассажирских поезда, окропленные святой водой, одновременно отправляются в путь под громкие и радостные приветствия. Так была открыта Московско-Брестская железная дорога. Акцент на это знаковое событие сделали на своем выставочном стенде минчане, перенесшие жюри и гостей конкурса на 150 лет назад. Здесь можно узнать о строительстве и развитии магистрали со страниц архивных документов и по фотографиям, о подвижном составе того времени, представленном макетами паровозов ОВ, СУ, Л (знаменитая «Лебедянка»), и, конечно, о людях, которые своим трудом создавали историю. Среди редких экспонатов – макет первого минского вокзала в миниатюре, называвшегося сразу Брестским, а затем ставшим Александровским, необычный фонарь XIX века, старинный путейский шаблон на деревянной основе.

Часть экспозиции Барановичского отделения

…«Внимание! Говорит Москва! Сегодня в четыре часа утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза». Великая Отечественная стала ключевой темой экспозиции могилевчан. Она рассказывает о подвигах работников локомотивного депо – героях Советского Союза Сергее Коваленко, Георгие Надточееве и Николае Новицком, нескольких десятков участников партизанского движения и машинистах колонн особого резерва. В числе демонстрационных экземпляров – солдатский медальон и армейский котелок с инициалами владельца, которые помогают опознавать погибших на войне, чьи поиски продолжаются и сейчас. А еще представлен один из лучших пистолетов-пулеметов того времени ППС-43 (его можно было собрать и разобрать) и даже платок-талисман, «прошедший» все огненные фронтовые дороги в кармане гимнастерки машиниста бронепоезда из Могилева.
…На севере, совсем близко, слышался шум пулеметов и винтовок в районе станции – шел упорный бой за вокзал. К теме Великой Отечественной обратились и брестчане, рассказав о том огромном стратегическом значении, которое имели для немецких захватчиков ключевые железнодорожные объекты города. Изюминкой экспозиции стала диорама вокзала Брест-Центральный в масштабе 1:35, запечатлевшая момент его взятия оккупантами в июне 1941-го, а также передвижной макет железной дороги, управлять движением на котором было интересно не только детям, но и взрослым. Уникальность данных экспонатов в том, что они созданы специально для конкурса, нигде ранее не выставлялись.
…Одна дорога и две судьбы – известная и малоизвестная. На «временном» остановочном пункте гомельчан жюри и гостей конкурса ждала импровизированная встреча (через личные письма, открытки, архивные документы и фото) с машинистом паровоза Еленой Чухнюк и электромонтером Григорием Науменко. Она – одна из первых в СССР железнодорожниц, которой в 26 лет за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он – 17-летний парень со станции Красный Берег, совершивший подвиг (подробнее об этом можно прочитать в выпуске газеты № 15 за 24 февраля 2021 года).

Победители и призеры конкурса – представители Витебского, Могилевского и Барановичского отделений

…Ах, эти разговоры в поездах! Невольными слушателями такой беседы стали и гости конкурса. Диалог попутчиков из Барановичей получился весьма интересным и эмоциональным. Они рассказали о знаменитых железнодорожниках города, среди которых Герой Социалистического Труда Иван Першукевич и другие, представили их личные вещи. Опорой для фотографий выдающихся людей стали магистральные фонари, чтобы «свет нашей памяти никогда не угасал», – как пояснили работники музея. Для наглядности в ходе разговора были представлены и раритеты – телеграфный аппарат Морзе, жезловая система, которая в свое время использовалась на перегоне Гродно – Аульс.
Оригинальная подача позволила Барановичскому отделению стать лучшими в номинации «Презентация музейной экспозиции». Вторые – гомельчане, третьи – могилевские железнодорожники. Витебское отделение, представившее уникальные документы конца XIX и первой трети XX века, стало лидером в номинации «Музейная реликвия». На втором почетном месте – минчане. Третьими вновь стали работники Могилевского отделения.
В номинации «Музей как объект культурного туризма» победу витебчанам принесла работа по продвижению музея в социальных сетях. Вторыми стали хозяева конкурса и их подход к привлечению посетителей. На третьем месте – Брестское отделение, где особое внимание уделяется интерактивному взаимодействию с юными посетителями культурного заведения.

Часть экспозиции Витебского отделения

Награждая победителей, руководитель Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Виктор Какора отметил, что задача перед жюри стояла трудная, определить призеров было непросто. Он поблагодарил участников за проделанную работу, пожелал им успехов и новых интересных экспонатов. Представителям всех отделений магистрали вручили специальные дипломы, а также памятные подарки от организаторов конкурса в связи со 150-летием города и 75-летием Барановичского отделения.
Путешествием во времени остались довольны не только судьи, но и гости конкурса. Они с интересом рассматривали экспозиции, с увлечением слушали рассказы. Однако самой лучшей их оценкой стали многочисленные благодарности и пожелания, в том числе и в стихах, в специальных книгах отзывов.
– Хорошее мероприятие. Удалось пообщаться с коллегами, обсудить важные вопросы, касаемые нашей профессиональной деятельности, обменяться впечатлениями, – рассказывает заместитель директора Культурно-спортивного центра Витебского отделения Арина Яковлева, представлявшая экспозицию. – Не скрою, победить хотелось, но понимали, что все конкурсанты сильные. Однако результат превзошел все ожидания. В этом году музей истории Витебского отделения отпразднует 55-летие. Конкурс стал подтверждением того, что мы двигаемся в правильном направлении. Конечно, будем продолжать развиваться и совершенствоваться, придумывать что-то новое и интересное. Некоторые наработки уже есть. Все секреты раскрывать не буду, но в следующем году хотели бы принять участие в Ночи музеев.

Анастасия
МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика