Октябрь
Вт
14
2025

Бесстрашный боец подпольного фронта

Всего 20 лет жизни отвела судьба Захару Гало – участнику Минского подполья в годы Великой Отечественной войны. Но и за столь короткий период он проявил себя как храбрый человек, настоящий патриот родной страны. В год 80‑летия Великой Победы вспоминаем о героических и трагических событиях, связанных с его именем.

Захар родился 18 марта 1923 года в Минске в семье рабочего лесопильного завода. Накануне Великой Отечественной войны он окончил среднюю школу № 20, в которой вел активную общественную работу: избирался секретарем комсомольской организации, неоднократно направлялся вожатым в пионерские лагеря.
По велению сердца и гражданского долга Зорик, как называли его близкие, пришел в неприметный с виду домик, где собирались минские железнодорожники и рабочие вагоноремонтного завода имени А. Ф. Мясникова – организаторы сопротивления фашистам в столице БССР.
В документальной повести «Руины стреляют в упор» писатель-фронтовик Иван Новиков так описывал Захара Гало: «Это был совсем молодой хлопец, в котором удивительно сочетались физическая сила и нежность. Своей внимательностью к людям, милой приветливостью он сразу же завоевывал симпатии тех, с кем встречался».
По заданию подпольщиков осенью 1941 года юноша устроился курьером в городской комиссариат. Прилежный, дисциплинированный Захар отличался также педантичностью, аккуратностью, хорошим владением немецким языком, и вскоре его назначили техническим секретарем в бюро пропусков. Эта должность открыла широкие возможности и позволила добывать бланки пропусков, образцы печатей и подписей для немецких «аусвайсов». Редкая подпольная группа, действовавшая в Минске, не пользовалась услугами Максима (под таким именем Гало был известен подпольщикам). Он регулярно передавал сведения о подготовке гитлеровцами облав, карательных экспедиций против партизан, изменении паспортного режима. Подпольщик систематически переправлял оружие и боеприпасы в партизанский отряд имени А. В. Суворова бригады «Народные мстители», действовавших в Логойском районе Минской области, участвовал в спасении советских военнопленных, а затем способствовал отправке их в партизанские отряды. Захар Гало регулярно поставлял сведения Логойскому подпольному РК КП(б)Б – от характеристик отдельных предателей, полицейских, управских чиновников до дислокации вражеских воинских частей, их вооружения, морально-политического настроения немецких солдат и офицеров, обстановки в оккупированном Минске. Он сообщал сведения о передвижении фашистских эшелонов по железной дороге, участвовал в их ликвидации. Через военнопленных и подпольную группу, действовавшую на заводе имени К. Е. Ворошилова, Захару удалось раздобыть и передать в партизанский отряд технические данные тяжелой самоходно-артиллерийской установки «Фердинанд».
Зорика арестовали 26 октября 1943 года прямо на службе. Его предали хозяева явочной квартиры подпольного горкома партии. Когда Захара Гало вели по улице, он сбежал, но был пойман. Также в руки нацистов попали другие подпольщики, в том числе Ольга Дубровская. «В декабре нас, арестованных, вывели во двор, снег слепил глаза. Я увидела Гало и не поверила своим глазам: мне навстречу шел сутулый человек с желтым лицом, из-под шапки торчали седые волосы. Только глаза, вдавленные глубоко внутрь, лихорадочно блистали, увлажненные слезами…». Таким в последний раз увидела Захара его учительница. Участница минского подполья Неонила Гулуева, оказавшись в застенках, также встретила там этого смелого парня: «Захар держался молодцом… Через неделю я снова увидела его в СД. Поговорить не удалось, он стоял далеко. Выглядел ужасно. От прежнего Захара остался только волнистый каштановый чуб да глаза, умные глаза сильного человека, уже не юноши, а мужчины. Он был страшно избит, на ногах держался с трудом, все время опирался рукой о стену, прижимаясь лбом к почерневшей ладони; другая рука, видимо перебитая, безжизненно висела». Однажды, чуть свет, к тюремным воротам пришла мать Захара Югалия Иосифовна. Дождалась, пока начали выводить арестованных. В одной из групп шел ее любимый сын. «Не плачь, мама! Все будет хорошо!» – обнадеживающе крикнул он.
Двадцатилетнего Захара Гало долго пытали. Он погиб в фашистских застенках 23 февраля 1944 года. Из характеристики, подписанной командиром партизанской спецгруппы майором Сергеем Казанцевым: «По нашим заданиям работал организатором разведки, собирал ценные разведывательные сведения, вывел к партизанам крупного немецкого разведчика-офицера. Был арестован, несмотря на зверские пытки, никого не выдал». В 1944 году за свою активную деятельность в оказании помощи партизанскому движению Захар Гало был посмертно награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. В 1965-м, к 20-летию Великой Победы, орденом Отечественной войны I степени.
О героических подвигах минских подпольщиков известным режиссером Виталием Четвериковым на киностудии «Беларусьфильм» в 1970 году был снят многосерийный художественный фильм «Руины стреляют…». Роль Захара Гало в картине талантливо исполнил актер Юозас Ригертас. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в экспозиции зала «Минское антифашистское подполье» представлены личные вещи героя: сорочка, безрукавка, пионерский галстук, книги, подаренные ему директором школы за хорошую успеваемость, стеклянная банка для хранения бланков документов, награды. Многие предметы были переданы в музей мамой Захара Гало. Также здесь хранятся воспоминания его первой учительницы и минской подпольщицы Ольги Дубровской.
Именем Захара Гало названа улица в Минске.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского
союза журналистов

Яндекс.Метрика