История, застывшая в камне. К 155-летию Белорусского вокзала Москвы
Ритм железной дороги особенно чувствуется на вокзалах. Больших и маленьких, ультрасовременных и сохранивших свой первозданный облик с тех самых пор, как началась история стальных магистралей. Эти объекты всегда притягивают внимание, они становятся центрами разных событий и соединяют человеческие судьбы. Но тот вокзал, о котором пойдет речь, – особенный. Второго такого не найти. Он не просто стал частью истории, он и есть сама История, застывшая в камне. 19 сентября Белорусский вокзал Москвы отметит 155-летие. Какими были для него прошедшие годы? Об этом пойдет речь в сегодняшней публикации.
Стал шестым в Первопрестольной
К моменту появления вокзала (1870 год) эпоха Николая I, при котором началось строительство железных дорог в Российской империи, давно завершилась. Его сын, император Александр II, также был убежденным приверженцем нового вида транспорта. Поэтому он активно поддерживал предложение о новых линиях в огромной стране. Польза магистрали была очевидна.
…Во второй половине 1860-х гг. промышленники Москвы и Смоленска решили соединить два города железной дорогой, что ускорило бы развитие торговли и грузоперевозок. Вскоре утвердили план строительства Московско-Смоленской магистрали. Ответственным за работы назначили статского советника, владельца кирпичных заводов Михаила Немчинова. К слову, в честь него затем назвали одну из подмосковных станций – Немчиновка. Прошло еще несколько лет, прежде чем Александр II выдал разрешение на начало работ. Это произошло в 1868 году.
Важный вопрос – выбор места для будущего вокзала. Наиболее подходящей при проектировании новой линии оказалась территория Тверской заставы. Плюсов было немало: она находилась недалеко от города, пустовала и не приносила доходов казне. Но был нюанс – железная дорога прошла бы по территории ипподрома, где регулярно проводили скачки. Естественно, конезаводчики возмутились и даже обратились к губернатору Москвы: дескать, надо перенести пути. Градоначальник любил скачки, но все же в просьбе отказал. И немудрено: дело-то государственное! Расходы по выкупу места под вокзал обошлись в 50 тыс. рублей.
В 1869 году началось строительство дороги и одновременно – возведение здания вокзала на Тверской заставе. Рельсы прокладывали с двух сторон: из Москвы и Смоленска. Работы вели ударными темпами. В 1870-м состоялось торжественное открытие и дороги (ее протяженность составила 392 версты), и вокзала. Смоленский стал шестым в столице.
Расположение нового объекта несло и символический смысл. Еще в 1827 году здесь возвели Триумфальные ворота по проекту архитектора Осипа Бове. Они были каменными (до этого – деревянными), изначально сооруженными в 1814-м в честь победы над Наполеоном. Эти ворота оформляли торжественный въезд в город и стояли в центре площади Тверской заставы, откуда начиналась дорога на Санкт-Петербург. В XX веке, в 1936-м, их разобрали, а в 1966-м воссоздали на Кутузовском проспекте – около Музея-панорамы «Бородинская битва».
В духе времени
Здание вокзала – первого класса. «Пассажирский дом» Московско-Смоленской магистрали представлял собой в плане «п-образное» двухэтажное здание, построенное из красного кирпича (отштукатуренное) в архитектурных формах древних палат. Это вполне отвечало духу времени. Оно получило хорошие отзывы у прессы и пассажиров. В одной из газет того времени отмечалось: «Станция представляет собой довольно красивое здание.
С открытием движения по Смоленской дороге вся местность, прилегающая к Тверской заставе и четырем Ямским улицам, сильно оживится: уже теперь цены на дома и пустопорожние земли здесь возвысились довольно значительно».
Внутреннее устройство вокзала определялось классовым делением (в Российской империи было четыре класса). Обычно в центре был вестибюль, в котором устраивали билетные кассы и багажное отделение (для пассажиров всех классов). В боковых частях ситуация была иной. С одной стороны размещались помещения для привилегированных, с другой – для пассажиров III и IV классов. Правда, здесь была всего одна платформа, и в будущем пришлось вокзальный комплекс реконструировать… Если посмотреть на первоначальный облик, он серьезно отличается от современного, но в то же время здание сохранило свою ауру и возвращает в атмосферу XIX века.
В 1871 году железную дорогу продлили от Смоленска до Бреста и вокзал переименовали в Брестский. Тогда же построили соединительную ветвь. Она связала вокзал с Николаевским и Курско-Нижегородским направлением. Когда линию ввели в эксплуатацию, расстояние от берегов Западного Буга до Москвы поезд прямого сообщения преодолевал за 79 часов 30 минут. Его скорость не превышала 45 км/ч, а через каждые 20 – 25 км состав останавливался, чтобы заправиться водой и топливом.
Царский павильон
Шли годы, и под занавес противоречивого XIX века, весной 1896-го, вокзальный ансамбль дополнили павильоном из дерева. И не просто павильоном. Это было деревянное здание с богатым декором, оно напоминало сказочный терем, который построили на Брестском вокзале в честь приезда Николая II в Москву на коронацию. По описаниям историков, павильон обставили мебелью из Франции, а в день прибытия императора и его семьи от вокзальной площади до входа в павильон расстелили бархатный ковер.
Есть версия, что этот «терем» появился на Брестском вокзале из‑за ошибки в расчетах. Ведь изначально прибытие императора планировалось на другой московский вокзал – Николаевский (теперь – Ленинградский). Там его и возвели. Но после завершения строительства выяснилось, что станция для приема высокопоставленных гостей не годится. В окрестностях вокзала улицы были очень узкими для проезда конных экипажей императора и сопровождающих, и поэтому на Белорусском вокзале срочно построили новый павильон. Но здание (оно, напомним, было деревянным) не сохранилось, его разобрали в 1908 году. А вот постройка у Николаевского вокзала сохранилась до наших дней. Она изначально была каменной. Павильон признали памятником архитектуры и реконструировали в 2023 году. Он находится на Комсомольской площади Москвы.
В 1869 году началось строительство дороги и одновременно – возведение здания вокзала на Тверской заставе. Рельсы прокладывали с двух сторон: из Москвы и Смоленска. Работы вели ударными темпами. В 1870-м состоялось торжественное открытие и дороги (ее протяженность составила 392 версты), и вокзала. Смоленский стал шестым в столице.
Новый облик
В 1890-х годах постепенно расширяли помещения Брестского вокзала. Здесь впервые в Москве ввели в эксплуатацию платформы трех основных типов: тупиковые, островные и боковые. Примерно в эти же годы здание вокзала приняло уже хорошо знакомые очертания полукруга.
Между тем население города росло, как и пассажиропоток. В начале XX века стало очевидно, что вокзал не справляется со своими задачами. Направление, которое он обслуживал, пользовалось большой популярностью. Отсюда отправлялись поезда до Смоленска, Минска и Бреста, а потом на Варшаву. Далее пассажиры могли следовать в Германию, Австро-Венгрию и другие страны… В 1907 году началась реконструкция вокзала по проекту архитектора Ивана Струкова. Здание перестроили в неоклассическом стиле, дополнили готическими элементами и деталями в стиле ампир. В целом его неповторимый облик сохранился до наших дней.
Новый, XX век требовал новых решений. И уже к 1912 году на месте старого вокзала вырос, по сути, другой вокзал. Перед пассажирами предстало здание в стиле неоклассицизма с элементами готики и ампира. Главный фасад украсили щитами с эмблемой железной дороги, над входами в пассажирские залы ожидания появились небольшие башни с флагштоками. В ходе строительства использовали новый материал – бетон, а также железо. Это, помимо всего прочего, значительно уменьшило пожароопасность.
Здание вокзала должно было состоять из сопряженных под тупым углом двух корпусов, поэтому работы велись очень тщательно – все возводилось поэтапно. Сначала сдали правое крыло. В нем находилась двухэтажная угловая часть, которая предназначалась для царских особ. Ее так и называли – Царский угол. А из четырех вновь построенных платформ крайняя также была предназначена для обслуживания императора и его семьи.
Торжества по случаю сдачи первой очереди вокзала прошли 25 мая 1910 года. Вторую очередь освятили по случаю окончания строительства в феврале 1912-го. Однако не только внешний вид этого железнодорожного объекта привлекал внимание. Именно на этом вокзале (впервые в Москве) билеты заполняли не от руки, а с помощью специальных аппаратов. Места хватало и для работников дороги, и для оборудования. Здание увеличилось более чем в три раза по сравнению с предыдущей постройкой.
Открытие нового здания Брестского вокзала состоялось в год празднования столетия победы над Наполеоном. В память об этих событиях приняли решение именовать железную дорогу. Она стала Александровской (в память об императоре-победителе Александре I), а сам вокзал – Александровским.
На сломе эпох
Прошло чуть более двух лет, и началась Первая мировая война. У вокзала появилась новая функция: отсюда на западный фронт уходили эшелоны с военными, а обратно прибывали составы с ранеными. А потом перестала существовать Российская империя. На ее обломках возникло новое государство. Волна переименований «накрыла» и железнодорожный транспорт. В 1922 году произошло слияние Александровской магистрали и Московско-Балтийской. Вокзал стал Белорусско-Балтийским.
Через 14 лет – очередная реорганизация железнодорожного сообщения СССР. В 1936 году за вокзалом закрепили нынешнее привычное название – Белорусский. Тогда же решили демонтировать стоявшие перед вокзалом многие десятилетия Триумфальные ворота. Газета «Рабочая Москва» писала: «Трест «Мосразборстрой» приступает к сносу Триумфальной арки на площади Белорусско-Балтийского вокзала. Снятие фигур и скульптурных групп будет производиться очень осторожно. В начале августа на месте Триумфальной арки откроется широкая площадь». На самом деле многие детали этого уникального объекта оказались уничтоженными. Некоторые во время войны отправили на переплавку. Впрочем, это уже другая история.
В предвоенные годы в Москве активно развивалось метро. В 1938-м открылась станция метро «Белорусская» Замоскворецкой линии. Кстати, в первоначальном проекте она называлась «Белорусский вокзал». Строительство подземки осуществлялось закрытым способом. Чтобы встроить вестибюль станции в здание вокзала, архитекторам пришлось заменить несущую стену колоннадой.
В 1934 году на вокзале встречали команду парохода «Челюскин», а также их спасателей – полярных летчиков, которые стали первыми Героями СССР. Через три года аплодировали новым героям – летчикам Валерию Чкалову, Георгию Байдукову, Александру Белякову. Они совершили трансполярный беспосадочный перелет из СССР в США.
Вокзал Победы
…Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» было опубликовано стихотворение «Священная война» авторства Василия Лебедева-Кумача. После публикации композитор Александр Александров (будущий автор советского гимна) написал к нему музыку. Не было времени, чтобы печатать слова и ноты, Александров написал их… мелом на доске. Певцы и музыканты переписали все в свои тетради. А 26 июня на Белорусском вокзале одна из еще не выехав-ших на фронт групп Красно-
знаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. Она звучала, как вспоминали очевидцы, пять раз подряд. Можно только представить, какое впечатление произвела «Священная война» на всех, кто находился в тот момент на вокзале. Прошло много лет, и в мае 2005 года в память об этом событии на здании вокзала установили мемориальную доску.
Во время войны на станции метро «Белорусская» находился центральный командный пункт – для этого отгородили часть платформы. Другую часть использовали пассажиры. В ночное время там было бомбоубежище. Вокзал подвергался воздушным налетам.
А весной и летом 1945-го здесь встречали эшелоны с советскими солдатами-победителями. «Мы из Берлина!» – снимки с ликующими москвичами, которые стоят на краю платформы, обошли весь мир. Точно так же мир вглядывался и запоминал лица фронтовиков. На их долю выпала неимоверная тяжесть борьбы с фашизмом. Некоторые солдаты – с бородами, хотя в армии, как известно, они запрещены. Но это неудивительно: первые воины, вернувшиеся домой, как правило, были людьми немолодыми. Дело в том, что первый приказ о демобилизации вышел, когда на Родину отправляли лиц непризывного возраста – тех, кого в мирное время по разным причинам в армию не взяли бы. Наверняка некоторые прошли Первую мировую… И кажется очень справедливым, что именно они были запечатлены на этих снимках и на фоне Белорусского вокзала.
Там, где война, несмотря ни на что, есть место любви и верности. Об этом напоминает памятник «Прощание славянки», названный так в честь известного марша. Композицию с уходящим на войну солдатом и его любимой открыли на Белорусском вокзале в 2014 году. А сегодня его пассажиры могут посетить и храм-часовню. Он построен в память о солдатах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Церковь с золотыми куполами находится внутри комплекса на втором этаже.
Место притяжения
В 1951 году на площади Белорусского вокзала установили памятник Максиму Горькому. Еще в 1939-м его спроектировали скульптор Иван Шадр и архитектор Михаил Барщ. Проект доработала Вера Мухина (автор «Рабочего и колхозницы»). В 1928 году великого пролетарского писателя именно на этом вокзале встречали после возвращения из-за границы.
Нельзя не отметить, что отсюда 2 апреля 1962 года отправился в Минск первый в СССР международный фирменный поезд «Белоруссия». Столицы двух стран он соединяет до сих пор и пользуется большой популярностью. В 1976 году со стороны Грузинского Вала к зданию пристроили корпус багажного отделения.
А еще Белорусский вокзал может похвастаться богатой «кинематографической» историей. Здесь снимали такие известные и любимые всеми картины, как «Подкидыш», «Девушка без адреса», «Летят журавли»… А фильм «Белорусский вокзал» пронзительно и тонко повествует о войне, хотя его действие происходит спустя четверть века после Великой Победы.
Белорусский вокзал, несмотря на богатую историю, по-прежнему молодой и современный. Таким его делают не только технические новшества, но и пассажиры. Движение здесь круглосуточное, и в этой динамике – сама жизнь во всем ее многообразии. И все же тем, кто бывал здесь не один раз, стоит остановиться, замереть и посмотреть вокруг. И тогда История (та самая, застывшая в камне) начнет говорить…
Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ




