Декабрь
Пт
13
2024

«Другой колеи нам не надо»

«Поезда не должны стоять!» – девиз на протяжении уже многих лет машинистов из династии Храповых – Петра, Анатолия и Александра. Их общий железнодорожный стаж – свыше 120 лет. А если прибавить годы работы на стальной магистрали их жен, то цифра увеличивается еще на полстолетия.

Петр Храпов (справа) с коллегами

Родоначальником династии стал Петр Сергеевич Храпов. Он родился в 1915 году в Смоленской губернии. Там же в конце тридцатых начинал свою трудовую биографию машинистом паровоза. 10 июня 1941 года, за несколько дней до начала войны, ему вручили значок «Ударнику сталинского призыва» с формулировкой «За поддержку всех починов по тяжеловесному вождению поездов и скоростному движению». В годы Великой Отечественной Петр водил паровозы в составе колонны особого резерва НКПС. Награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За трудовую доблесть».
В 1944-м вместе с другими машинистами его направили в Минск на восстановление паровозного депо.
– Дед был очень серьезным, строгим и рассудительным. Он часто брал меня с собой на праздничные демонстрации и на новогоднюю елку в клуб Ильича при депо, – вспоминает внук Александр Храпов. – Мое детство прошло в доме деда в переулке Малом, недалеко от улицы Машинистов, где после войны жили многие железнодорожники. Бабушка Дарья Владимировна была домохозяйкой и занималась воспитанием сына.
Сорок лет Петр Храпов трудился на железной дороге – управлял паровозами серий СУ и Л, работал в грузовом и пассажирском движении. Последние годы трудился в должности дежурного по депо. В 1975 году Петра Сергеевича не стало.

По ступеням мастерства

В 1938 году родился представитель второго поколения династии Храповых – Анатолий. Со стальной магистралью он был связан более полувека. И все эти годы отработал на одном предприятии – в локомотивном депо Минск. Награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР, Почетной грамотой Управления Белорусской железной дороги, нагрудными знаками МПС СССР «Почетному железнодорожнику» и «За безопасность движения».

Галина и Анатолий Храповы

Начинал стрелочником, затем был кочегаром, помощником машиниста паровоза и тепловоза, машинистом тепловоза и электровоза. Работал только в грузовом движении. Кроме того, Анатолий Петрович был общественным инспектором комиссии по обеспечению безопасности движения, около 13 лет – председателем профсоюзной группы грузовой колонны машинистов, наставником для молодежи.
– Отец, как и дед, такой же работящий, добросовестный и очень старательный. Даже сейчас, в 79 лет, – продолжает рассказ о семье Александр Храпов. – Со своими обязанностями справлялся безупречно, хотя трудностей хватало. Был требовательным и строгим, не терпел разгильдяев. Коллеги его уважали, ведь себе он тоже поблажек не давал, работал за троих.
В 1975 году на улице Лермонтова начали строить дом для железнодорожников, возводили его так называемым хозспособом. Каждый, кто претендовал на жилье, должен был отработать на объекте 1 тыс. часов. Анатолий Храпов после работы трудился на стройке. Там, в новой пятиэтажке, семья и получила собственное жилье.
Железная дорога познакомила Анатолия и с будущей супругой Галиной. В то время девушка трудилась рентген-лаборантом в железнодорожной больнице на станции Минск-Товарный рядом с локомотивным депо. Она ездила в рентген-вагонах. Во время одного из рейсов молодые люди и познакомились, а через пару месяцев, в 1960-м, поженились.
– Мама родом из деревни Селище, что в нескольких километрах от Хатыни. Когда разнеслась весть о трагедии, произошедшей по соседству, моя бабушка Анна Игнатьевна быстренько собрала вещи и вместе с детьми направилась в сторону Минска. Глава семейства погиб на войне. Бабушке пришлось в одиночку поднимать троих детей, – рассказывает Александр. – Моя мама Галина Викторовна отработала в железнодорожной больнице 45 лет. Сегодня ей 83, и несмотря на почтенный возраст, она ведет активную жизнь, занимается домашними делами, трудится на даче… Вместе с отцом они воспитали двоих детей – старшую сестру Татьяну и меня.

Нина Храпова

Продолжая семейную традицию

– На магистрали трудились практически все знакомые родителей и бабушки с дедом. Рядом с переулком Малым с одной стороны шли поезда, а с другой – взлетали и садились самолеты. Мы настолько привыкли к этому шуму, что не замечали его. О том, что я стану железнодорожником, знал с юных лет. Вернее, не представлял для себя ничего другого. Это было как само собой разумеющееся – пойти по стопам отца и деда. К тому же столичное училище № 34, где готовили будущих железнодорожников, находилось рядом – возле нынешнего вагоноремонтного завода по улице Железнодорожной, – объясняет Александр.
В это училище он и подал документы. Хотел стать помощником машиниста, но по возрасту не подходил – не хватило нескольких месяцев. Поэтому решил выучиться на слесаря-электрика по ремонту тепловозов.
Среди абитуриентов этого заведения была и молодая симпатичная девушка Нина. Хотя здесь она оказалась по чистой случайности. Отличница из Могилева, учительская дочь приехала в столицу, чтобы стать студенткой педагогического института, а в будущем – логопедом. Но, видимо, судьба распорядилась по-своему – конкурс в 25 человек на место девушка не прошла. Расстроенная, она села в троллейбус и, как говорят, поехала куда глаза глядят. По пути увидела железнодорожное училище № 34. Поразмыслив, пришла к выводу, что профессия проводника достаточно романтичная. На эту специальность она и решила подать документы.
– Буквально сразу после начала занятий, 3 сентября 1979 года, нас – группы слесарей и проводников – отправили помогать сельчанам в уборке картошки. Нину я заметил сразу – активную, инициативную, артистичную. Словом, на нее просто невозможно было не обратить внимания. Я же был тихим, спокойным, стеснительным, – признается Александр. – Любопытно, что дату свадьбы в ЗАГСе назначили опять же на 3 сентября, но уже 1983 года. Хочу сказать, что супруга всегда была локомотивом нашей семьи. Я же управлял локомотивами лишь на работе. Вообще железная дорога для нас всегда много значила и, как говорится, другой колеи не надо.
В 1980 году после окончания училища Александр Храпов пришел работать в локомотивное депо Минск на участок ТО-2. Под руководством отца подготовился и сдал экзамен на помощника машиниста тепловоза. Затем стал помощником машиниста электровоза, а чуть позже встал за правое крыло тепловоза и электровоза. М62, 2М62, 2ТЭ10У, 2ТЭ10М, ВЛ80С, БКГ1, БКГ2 – эти локомотивы он хорошо знает. Работал и продолжает трудиться в грузовом движении.

Анатолий и Александр Храповы

За эти годы в жизни Александра Храпова было много значимых событий. Например, участие в открытии движения грузовых поездов на электротяге на участке Минск-Сортировочный – Молодечно через станции Помыслище и Минск-Северный, дважды был задействован в перевозке важных грузов для строящейся Белорусской АЭС.
Несколько раз Александр становился лучшим по профессии в дорожном конкурсе среди помощников машинистов. В 2009-м первым на магистрали получил знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», а сегодня эта цифра приближается к пяти миллионам. Фамилия Храпова неоднократно заносилась на Доску почета локомотивного депо Минск, а в нынешнем году – уже на Доске почета столичного отделения.
Его супруга Нина после окончания училища шесть лет работала проводником пассажирского вагона на фирменном поезде, который курсировал между Минском и Москвой. А с 1986-го уже 31 год трудится секретарем начальника станции Минск-Сортировочный.
Александр и Нина Храповы на Белорусской железной дороге уже отработали по 37 лет. Их сыновья Вячеслав и Денис свою жизнь с магистралью не связали. Старший преподает в школе физику, младший – водитель-международник. Но супруги надеются, что их железнодорожную династию продолжат внуки.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика