Май
Ср
01
2024

Разрешите обратиться…

За последние годы в Беларуси сформировалась фундаментальная законодательная база, определяющая систему работы с обращениями граждан и юридических лиц, упрощающая взаимоотношения людей с представителями госорганов.

5_2Все это подтверждает ту значимость, которая придается в нашей стране защите интересов отдельной личности.

Правоприменительная практика и изменяющиеся реалии показывают новые направления для совершенствования отдельных норм законодательства. С 23 января 2016 года вступает в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Документ уточняет отдельные понятия, конкретизирует сроки, дополняет условия прекращения переписки с заявителем и так далее. Подробнее о том, как данные нововведения будут применяться на практике, мы попросили рассказать ведущего специалиста службы делопроизводства и контроля исполнения Управления Белорусской магистрали Татьяну Зайцеву.
– Татьяна Николаевна, в новой редакции Закона уточнена сфера его действия. Для чего это сделано?
– Например, сейчас законодательством о труде предусматриваются различные случаи обращения работника к нанимателю, однако процедура их рассмотрения детальной регламентации не получила. Для того чтобы исключить возникающие на практике спорные ситуации, устанавливается, что действие Закона не распространяется на обращения работника к нанимателю.
– Какие еще изменения содержит новый документ?
– В нем детализированы формулировки некоторых понятий. К примеру, повторное обращение. По прежним нормам повторным признавалось обращение независимо от срока, прошедшего со дня подачи предыдущего. На практике это зачастую приводило к определенным сложностям, вызванным, например, ограниченными сроками хранения обращений. Кроме того, неясно было, можно ли признавать обращение повторным, если оно переадресовано из одной организации в другую, что имеет важное практическое значение, поскольку связано с возможностью прекращения переписки с заявителем. Новая редакция Закона предлагает признавать повторным обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию (в том числе направленное из других организаций) в течение трех лет со дня поступления, если на первоначальное обращение заявителю был направлен ответ или уведомление.
– То есть после вступления в действие обновленного Закона появится возможность прекратить переписку с заявителями, направляющими повторные обращения в одну и ту же организацию, в чью компетенцию не входит рассмотрение таких обращений?
– Именно так. Из статьи 15 Закона исключено указание на необходимость рассмотрения обращения по существу как обязательное условие прекращения переписки с заявителем, направляющим повторное обращение.
– В новом Законе уточнены и признаки анонимного обращения. Расскажите об этом подробнее.
– Такими будут признаваться не только обращения, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (пребывания), наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, но и обращения, в которых эти данные не соответствуют действительности.
1 А что касается сроков рассмотрения обращений?
– Их также коснулись изменения. В настоящее время законодательство предусматривает совершение в отношении поступающих обращений целого ряда действий в достаточно короткие сроки. Например, организация – при поступлении к ней письменного обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к ее компетенции, – в течение пяти дней направляет его для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляет об этом заявителя. Либо в тот же срок в установленном порядке оставляет обращение без рассмотрения по существу и уведомляет об этом заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти дней возвращаются заявителю с разъяснением порядка обжалования судебных постановлений. Проблемы здесь возникали при поступлении обращений накануне праздничных или выходных дней. В связи с этим в новой редакции Закона предлагается исчислять подобные сроки не в календарных, а в рабочих днях. Кроме того, сейчас Законом установлено, что сроки, определяемые месяцами или днями, начинают отсчитываться со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний или предложений в книгу замечаний и предложений и исчисляется в месяцах или календарных днях. Сроки приведены в соответствие с гражданским, гражданско-процессуальным законодательством. Определено, что их отсчет начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения. Аналогичный принцип установлен для исчисления сроков рассмотрения обращений, направленных в организации в соответствии с их компетенцией.
– Белорусы все активнее осваивают Интернет, соответственно растет доля электронных обращений. Что говорится о них в новой редакции Закона?
– В новой редакции принята статья 25 Закона «Рассмотрение электронных обращений». Определено, в частности, что электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 Закона. На официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте. Порядок определяет руководитель.
В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на них по решению руководителя государственного органа могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации без направления ответов (уведомлений) заявителям.
– До сих пор гражданам, их представителям и представителям юридических лиц нельзя было отказать в личном приеме…
– Практика показывает, что этим нередко злоупотребляли, даже появился неофициальный термин «штатные посетители». Не секрет, что они отнимали немало времени, придя не с вопросом по существу, а восполнить дефицит общения. В связи с этим в новой редакции Закона определено, что должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, могут отказать в приеме и в записи на него. В документе содержится перечень обстоятельств, при которых отказ правомерен. Это позволит упростить процедуру организации и проведения личного приема.
27– А если информация, которая интересует обратившегося, носит общедоступный характер?
– Закон сохранил возможность подачи обращений за получением общедоступной информации и за разъяснением законодательства. Частью второй пункта 1 статьи 14 Закона предусмотрено: если запрашиваемая информация находится в открытых источниках, то в ответах не требуется ее дублировать, а можно ограничиться лишь указанием на источник ее размещения.
– Говорится ли в Законе о расходах, которые могут быть взысканы с заявителей?
– Они более детализируются. Для обеспечения практического применения уже действующей нормы п. 2 ст. 19 Закона (о возможности взыскания в судебном порядке расходов, связанных с рассмотрением обращений, а также совершенствования механизма воздействия на лиц, злоупотребляющих своим правом на обращение) уточняется содержание указанного пункта в части расходов, которые могут быть взысканы с заявителей в случае направления систематически необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения. К таким расходам отнесены: суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлеченным к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с рассмотрением обращений с выездом на место. Издано постановление Совета Министров Республики Беларусь по указанному вопросу от 5.11.2015 № 922 «О порядке расчета расходов…». В нем указано, что расходы учитываются суммарно за все необоснованные обращения и должны быть подтверждены документально.
Хочу отметить: статьей 8 Закона закреплено, что при рассмотрении обращений заявители обязаны соблюдать требования Закона, вежливо относиться к работникам организаций, не употреблять нецензурных либо оскорбительных слов или выражений, своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения, исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика