Вагон-церковь
О существовавших когда-то вагонах-церквях я узнал несколько лет назад, когда собирал сведения о прославленном земляке – военном писателе Дмитрии Сергиевиче (1912 – 2004).
В своей автобиографии Дмитрий Григорьевич указал, что родился 8 августа 1912 года в семье путевого обходчика, проживавшего в деревне Сухая, что рядом с железнодорожной станцией Янов (ныне г. Иваново Брестской области). По запросу в Национальном историческом архиве Беларуси установили, что в метрических книгах Бродницкой Крестовоздвиженской церкви, в приходе которой была деревня, годом ранее зарегистрировали брак родителей будущего литератора, но о рождении и крещении его самого сведений найти не удалось. Архивисты высказали предположение, что новорожденный мог быть крещен в курсировавшем тогда между станциями и разъездами Полесских железных дорог специальном вагоне-церкви. И это тем более вероятно, что сама процедура была для семей железнодорожников бесплатной.
Православные вагоны-храмы появились на российских железных дорогах в конце XIX века. Известно, что первый из них был построен и освящен в 1896 году в Санкт-Петербурге по конкретному поводу – в честь рождения царской дочери Великой княжны Ольги Николаевны Романовой (1895 – 1918). «Снаружи вагон, – читаем в газетном отчете того времени, – окрашен синим лаком с резной позолоченной отделкой из желтого тика-дерева, неподдающегося гниению и влиянию погоды. Над входом устроена звонница, увенчанная крестом с тремя колоколами, к колокольне поднимается большая железная лестница с платформы. Внутренняя отделка церкви стоимостью в 20 тыс. рублей устроена и пожертвована в память о рождении великой княжны Ольги Николаевны Путиловским заводом. А сам вагон для церкви, наружная отделка его стоимостью в 10 тыс. рублей, устроенная тем же заводом, пожертвованы управлением Сибирской железной дороги. Вагон-церковь прямым своим назначением облегчает выполнение религиозных обязанностей лицам, живущих на станциях Сибирской железной дороги, расположенных вдали от селений. Внутри вагон-церковь обшита лакированным буком с резьбою наверху, стены с выжженным орнаментом на филенках. Отделка храма внутри проведена по рисункам художника Е. Е. Фон-Баумгартена. В вагоне-церкви 18 окон, по 9 на каждой стороне и 4 одностворчатые двери. При входе в церковь с правой стороны находится отделение со шкафом для ризницы и утвари, с левой стороны такое же отделение для парового отопления вагона-церкви. Убранство церкви вообще роскошно и красиво. Вагон-церковь может вместить до 70 человек».
До Октябрьской революции 1917 года по российским железным дорогам курсировали шесть таких вагонов-церквей, и одна из них, освященная в честь Святого Николая Чудотворца, – по Полесским железным дорогам, где работал вначале путевым обходчиком, затем стрелочником отец Дмитрия Сергиевича. В Российском государственном историческом архиве хранится интересный документ – приказ по Полесским железным дорогам № 33 от 19 февраля 1897 года, подписанный министром путей сообщения князем М. И. Хилковым и начальником дорог А. Ю. Фриде. «Указом святого Синода от 14 февраля с. г. за № 801, – говорится в нем, – разрешено совершать богослужение во вновь сооруженном вагоне – церкви, наименованной Свято-Николаевской в пределах всех Полесских дорог. Объявляя о сем по вверенным мне дорогам, предлагаю начальникам станций прицеплять вагон-церковь, вместе со служебным вагоном для церковнослужителей ко всем товарным выпускам и смешанным поездам, ровно и к товарно-пассажирским, давая преимущество этим двум вагонам пред всякого рода другими вагонами… Вагон-церковь проследует, вслед за сим, по Полесской железной дороге, с остановками на нижеследующих станциях для богослужений:
Во вторник – 25 марта – на станции Микашевичи.
В среду – 26 марта – на станции Копцевичи.
В пятницу – 28 марта – на станции Птичь.
В субботу – 29 марта – на разъезде Нахов.
С разъезда Нахов вагон-церковь возвращается в Вильну.
По прибытии на отдельные станции вагона-церкви начальники станции передают отцу Ширинскому список лиц, желающих справить духовные требы, причем в этот список должны входить как служащие по движению, так и по другим службам… В исключительных случаях, когда потребности служащих не могут быть удовлетворены в сроки, назначенные вышеприведенным маршрутом следования вагона-церкви по дорогам, простой вагона на станциях может быть продлен по требованию отца Ширинского. Вышеприведенным указом Святого Синода предоставлено священнику вагона-церкви совершать все требы за исключением бракосочетания и ввести установленные для того книги для соответствующих записей исполнения записей таковых треб: при этом служащим Полесских железных дорог таковые требы должны совершаться в вагоне-церкви бесплатно».
В начале XX века вагон-церковь обслуживала уже более ста станций и разъездов, но после революции 1917 года, как и прочие храмы, была упразднена. Когда богоборческая идеология рухнула, традиция создания вагонов-храмов возродилась. Сейчас несколько таковых курсируют по железным дорогам в России. Возможно, когда-нибудь возродится и белорусская железнодорожная передвижная Свято-Николаевская церковь.
Владимир ЛЯКИН, краевед